Шахматы для меня лично кажутся далекой планетой, никогда не могла понять фанатов шахмат и шашек. И вот судьба подарила встречу с человеком увлеченным и талантливым. Можно сказать, что шахматы сопровождают его всю жизнь, а именно с 1-го класса он начал играть в шашки. Вскоре с легкостью обыгрывал взрослых и участвовал в престижных соревнованиях в Анапе. С 6-го класса в его жизнь вошли шахматы. Я сейчас говорю о педагоге дополнительного образования, кадровом военном в отставке Алексее Ивановиче Якушенко. Алексей Иванович родился в Москве, родители были строителями, и со слов моего собеседника, приходилось часто переезжать по стране. Молодым юношей любил математику, сам учился играть в шахматы, выписывая журнал «Знай и умей», где были рубрики о шахматах, потом была серьезная литература. Сейчас Алексей Иванович тесно сотрудничает с московским журналом «Шахматный листок», который заказывает уже для своих учеников. А учеников, как у настоящего учителя и энтузиаста своего дела, у него не мало. Перворазрядник, неоднократный призер и чемпион Спартакиад и соревнований по шахматам, имеющий многочисленные грамоты и кубки разного уровня соревнований, дал интервью нашей газете накануне Международного дня шахмат.
- С чего начиналась Ваша преподавательская деятельность?
- В 1994 году ушел в отставку, пригласили в школу № 3 преподавать ОБЖ и изучение шахмат. Затем работал во многих учебных заведениях – школа № 9, Центр детского творчества, последние годы преподавателем дополнительного образования в школе № 4 и лицее.
- Знаю, что Вам помогает администрация школы № 4 в обучении шахматной науке?
- Директор школы Ольга Александровна Кореннова всерьез заинтересована в просветительской работе в области шахмат. Школой приобретен необходимый современный инвентарь и оборудование: две демонстрационных доски, в необходимом количестве турнирные шахматы, шахматные часы. У нас есть постоянный учебный класс для занятий.
- Как отбираете ребят, способных к шахматам?
- Все занятия начинаем с 1-го класса, это 2 часа в неделю. Второй, третий, четвёртый и последующий классы - по 4 часа в неделю. Если в первом классе проводится анкетирование по интересам, то «среднее звено» уже идут осознанно. У первоклашек формирует группы учитель начальных классов и по совместительству завуч по воспитательной работе Лариса Яковлевна Гельдт. Анкеты заполняются совместно с родителями и потом уже формируются группы по интересам.
- Сколько учеников у Вас в группе?
- Среднее количество учеников в группах 20-25 человек. Редко, кто отказывается от полученных знаний в учебном году, ребята продолжают ходить ко мне на занятия и во время летних каникул. Заканчиваем учебный год, в июне проходят квалификационные соревнования, где ребята получают разряды.
- Во сколько лет можно получить 1-й взрослый разряд, и даже КМС и мастера?
- По введенной новой системе существует юношеский с 3 по 1-й разряд и взрослый с 3 по 1-й, КМС и мастер. М. Карсен стал гроссмейстером в 13 лет, а С. Корякин получил это звание в 12 лет. Здесь все зависит от таланта, способностей.
- Кстати о способностях. Что дают детям занятия в шахматы?
- Логику, память, усидчивость, моральную устойчивость. До 3-го класса дети очень эмоциональны, и как показывает мой опыт, без эмоций нельзя полюбить дело. С 4-го класса у ребят появляется способность к аналитике. Около 75 % учеников, играющих в шахматы – это отличники. Они активны и в другой деятельности – танцы, музыка, общественная деятельность.
Эту статистику прекрасно знают педагоги и всячески помогают развитию нашего шахматного кружка.
- Что дает увлечение шахматами на протяжении всей жизни?
- Могу без преувеличения сказать, что шахматы влияют на продолжительность жизни, в этом убеждаюсь на практике по своим коллегам. Шахматисты – не курящие люди, так как курение всегда приводит к рассеянному вниманию и курильщикам трудно сосредоточиться на игре.
Шахматисту нужно иметь обязательно светлую голову, а это и здоровый образ жизни, и физические нагрузки.
- У каждого преподавателя есть любимые ученики. За столько лет своей деятельности назовите своих выпускников, добившихся значительных результатов в шахматах и тех, кто делает свои первые шаги и подает большие надежды?
- Среди уже взрослых хотелось бы отметить способных учеников, кандидатов в мастера спорта по шахматам: Ярослава Головачука, Андрея Добренко, Дениса Покидова. Среди нынешних моих учеников большой оптимизм внушают Андрей Сорокин, который в 5-м классе имеет 3-й взрослый разряд по шахматам, 3-классники Иван Волков и Дмитрий Смоляков. Ребята способные, если с ними заниматься, то вполне могут стать гроссмейстерами.
- Ваши увлечения кроме шахмат?
- Летом рыбалка и дача, а зимой только шахматы.
- Алексей Иванович, Вам заключительное слово.
- Успешная организация занятий в шахматы стала возможна благодаря поддержке администрацией школы и учителями. Они увидели взаимосвязь успеваемости учеников с увлечением шахматами.
Именно учителя стали связующим звеном между мной и родителями. Быстро решаются все текущие вопросы, без формализма. Отсюда и живой интерес детей к шахматам. Мы знаем способности своих учеников, где похвалить, обратить внимание, направить в нужное русло. 1 сентября мы с директором заходим в класс и вручаем грамоты нашим отличившимся, это не только повышает самооценку, но и стремление к успеваемости.
Благодарим Алексея Ивановича Якушенко за его призвание, талант и любовь не только к шахматам, но и детям. На его занятия ходят с удовольствием даже те дети, которых трудно чем-то заинтересовать. Он находит общий язык с каждым ребенком. Шахматы дают особый подход к жизни, который заставляет логически мыслить и иногда просчитывать ситуации. Надеемся, что заложенные в детстве способности ребятами не растеряются и пригодятся в дальнейшем.
Источник: http://Шахматы,жизнь, школы,ученики,шахматисты,учителя, дети, интервью учителя |